«Не могЁм, а мОгем!» или 5 нестандартных способов запоминания английских слов.

Если спросить преподавателя, какие самые частые вопросы они слышат от своих студентов, то скорее всего в тройке лидеров окажутся те, что связаны со словарным запасом: «Не запоминаются слова, что делать?», «Слова, выданные на занятии, выветриваются из головы сразу же после занятия», «Я же знаю это слово! Почему оно не приходит вовремя в голову?».

Формулировки разные, но суть одна – нашим студентам нужны способы запоминания слов. Справедливости ради стоит отметить, что у многих со временем появляются свои лайфхаки, которые вырабатываются интуитивно. Ведь все зависит от «индивидуальных настроек мозга»: ведущего способа восприятия, свойств внимания и памяти конкретного человека. Но, я уверена, что хотя бы один из нижеперечисленных способов станет открытием для ваших студентов и вдохновит их на новые рекорды в нелегком деле расширения вокабуляра. Итак:
 

1. «Стикеры? Стикеры!» Все слышали об этом, что же тут нестандартного? Не торопитесь делать выводы, коллеги. Старый как мир способ заиграет новыми красками, если подключить фантазию. Дано:

— 7 слов, которые нужно запомнить;

— помещение, в котором вы часто бываете (Дом? Офис? Автомобиль?)

— ваша богатая фантазия

Просто напишите эти слова на стикерах и развесьте слова по маршруту. Например, входная дверь – зеркало – холодильник – плита – телевизор – тумба — гардеробная. Маршрут от первого слова до последнего нужно запомнить. Пройдитесь по маршрут, останавливаясь у каждого слова, читайте и фантазируйте. И вот, на дверной ручке у вас уже висит «cucumber». Представьте себе, огурец на дверной ручке! А на тумбе у кровати лежит «garlic». Yak! Абсурд! Но нам это только на руку. Теперь, каждый раз приходя домой, вы будете видеть слова, но вместе с ними вы вспомните и придуманные ассоциации. Чем красочнее ассоциация со словом, тем быстрее оно запомнится. Кстати, доказано, негативные ассоциации запоминаются лучше. Запах чеснока у кровати – это же полный garlic! Высшим пилотажем считается умение «развешивать» слова по маршруту в уме, без стикеров. Способ хорошо работает со словами, которые обозначают материальные предметы. То есть то, что можно положить, повесить, приклеить и.т.д. Но что делать со словами, которые обозначают понятие? Здесь поможет:

2. «Сказ про Агриппину». Случай из практики: у одной из моих студенток совершенно не запоминалось слово «agree». Уж сколько раз встречалось, сколько раз проговаривалось, но все одно – каждый раз как в первый раз. «Давайте поиграем! По-вашему, с каким русским словом созвучно слово «agree»?» Готового ответа на этот вопрос не существует, у каждого человека возникнет своя ассоциация. Моя студентка нашла, на мой взгляд, гениальную – Агриппина. Отлично! Только помним, что Агриппина у нас не русская девушка и ударение в ее имени на второй слог – АгрИппина. К тому же, у нее жуткий акцент, поэтому она ЭгрИппина. Назвали, посмеялись (эмоциональный отзыв максимально важен!) и забыли ЭгрИппину до следующего урока. А студенту даем задание вспомнить ЭгрИппину через час и через сутки. Проверено – слово возникнет в голове в нужный момент (в нашем случае благодаря замечательной девушке «ЭгрИппине»). У меня, кстати, тогда возникла совсем другая ассоциация. Я представила себе актера, которому пора выходить на сцену, и он кричит: «Э!!! Грим не нанесли!!!». А какие у вас идеи?
 

3. Онлайн тренажеры. Это для тех, кто не расстается с телефоном (то есть для всех практически). Учим студента пользоваться таким сервисом как Quizlet. Забивай слова в тренажер и учи сколь угодно (в автобусе, в маршрутке, во время скучного совещания…).

4. Составление mind map. Очень поможет студентам уровней Starter и Elementary. Дайте задание студенту – купить тетрадь формата А4. После на уроке объясните, что под каждую тему, которую вы пройдете, в этой тетради отводится 2 листа. В середине пишем название темы. Например, Food. Предлагаем студенту самому сделать 4 ответвления от слова Food. Допустим, получилось Meat, Vegetables, Fruit, Drinks. И на «ветках» этих подтем нужно писать слова. Чем хорош способ? В «ветки» студент может добавлять слова, которые вы не проходили, но относящиеся к теме. Для этого просто нужно заглянуть в словарь и найти нужное слово.

5. Абракадабра. Держится на принципе мнемотехник. Даем 5 слов. Лучше, если это будут самые сложные для запоминания слова и просим составить рассказ с этими словами. Хорошо работает на уровнях Intermediate и выше, когда у студентов уже есть необходимый инструментарий для формирования полноценного устного или письменного текста.

Самое большое преимущество этих способов, на мой взгляд, в том, что они превращают заучивание слов в интересную игру. Помимо этого, ваши студенты получают замечательные способы для тренировки внимания и памяти, для развития воображения. А это необходимо не только для заучивания иностранных слов.

Тулина Элина Александровна, преподаватель английского языка, методист школы иностранных языков «Джей энд Эс»
 

 

26 июня 2018
наверх